Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание № 1315
i

Глав­ной осо­бен­но­стью ми­ро­вых ре­ли­гий яв­ля­ет­ся:

1) кос­мо­по­ли­тизм
2) тео­кра­тизм
3) ани­мизм
4) фе­ти­шизм
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ос­нов­ные осо­бен­но­сти ми­ро­вых ре­ли­гий

 

На­чи­ная с по­яв­ле­ния ми­ро­вых ре­ли­гий, ре­ли­гия ста­но­вит­ся осо­бой от­рас­лью куль­ту­ры, ко­то­рую раз­де­ля­ют с ми­сти­кой и ми­фо­ло­ги­ей не толь­ко со­дер­жа­ние, но ор­га­ни­за­ци­он­ное по­стро­е­ние и формы вза­и­мо­от­но­ше­ния с об­ще­ством. После воз­ник­но­ве­ния ми­ро­вых ре­ли­гий ста­но­вит­ся воз­мож­ным про­ве­сти до­ста­точ­но чет­кую гра­ни­цу между ми­сти­кой, ми­фо­ло­ги­ей и ре­ли­ги­ей. Сде­ла­ем это на при­ме­ре пер­вой ми­ро­вой ре­ли­гии – буд­диз­ма.

 

Буд­дизм от­ка­зал­ся от при­зна­ния свя­щен­но­го ха­рак­те­ра Вед и, стало быть, всей пред­ше­ству­ю­щей ин­дий­ской ми­фо­ло­гии. Ос­нов­ные свои догмы он воз­двиг над ми­фо­ло­ги­че­ским ба­зи­сом, так что боги ока­за­лись под­чи­нен­ны­ми выс­шим за­ко­но­мер­но­стям жизни, сфор­му­ли­ро­ван­ным буд­диз­мом.

 

С фор­ми­ро­ва­ния ми­ро­вых ре­ли­гий ис­че­за­ет по­ли­те­изм. «Поли» за­ме­ня­ет­ся на ста­дии ми­ро­вых ре­ли­гий на «моно». Это мо­но­те­изм или, если так можно ска­зать, мо­но­ан­тро­по­те­изм, один Бог, или один че­ло­век, или один Бо­го­че­ло­век, еди­ный с Богом-Отцом.

 

На этапе ми­ро­вых ре­ли­гий видим две тен­ден­ции: с одной сто­ро­ны, Бог ста­но­вит­ся более аб­стракт­ным и от­да­лен­ным от че­ло­ве­ка (Аллах по срав­не­нию с древ­не-ара­вий­ски­ми бо­же­ства­ми), так что даже на­ла­га­ет­ся за­прет на его изоб­ра­же­ние. Бог ли­ша­ет­ся че­ло­ве­ко­по­доб­ных свойств. С дру­гой сто­ро­ны, на место богов ста­но­вит­ся че­ло­век (Будда в буд­диз­ме). Че­ло­ве­ко­по­доб­ный бог усту­па­ет место аб­стракт­но­му Богу или иде­аль­но­му че­ло­ве­ку.

 

Хри­сти­ан­ство в плане этих тен­ден­ций за­ни­ма­ет про­ме­жу­точ­ное по­ло­же­ние, по­сколь­ку в нем име­ет­ся во­че­ло­ве­чив­ший­ся Бог, со­еди­нив­ший в себе аб­стракт­ную бо­же­ствен­ность с иде­аль­ной че­ло­веч­но­стью.

 

На этапе ми­ро­вых ре­ли­гий мо­раль­ная со­став­ля­ю­щая по срав­не­нию с ми­фо­ло­ги­че­ски-об­ря­до­вой про­дол­жа­ет расти, как и ра­ци­о­наль­но-аб­стра­ги­ру­ю­щий мо­мент. Ми­ро­вые ре­ли­гии от­ли­ча­ют­ся от дру­гих на­ли­чи­ем раз­ви­той дог­ма­ти­ки, ко­то­рая ра­ци­о­наль­на не столь­ко в ос­но­ве, сколь­ко в обос­но­ва­нии и объ­яс­не­нии. Догмы сме­ня­ют мифы, как хо­ро­шо видно в буд­диз­ме.

 

Если ми­фо­ло­гия яв­ля­ет­ся ду­хов­ной при­чи­ной ста­нов­ле­ния ци­ви­ли­за­ции как та­ко­вой, то ми­ро­вые ре­ли­гии при­во­дят к ста­нов­ле­нию ми­ро­вых ци­ви­ли­за­ций, объ­еди­ня­ю­щих раз­лич­ные го­су­дар­ства. Так, можно го­во­рить о хри­сти­ан­ском мире, в со­став ко­то­ро­го вхо­дят ка­то­ли­че­ские и про­те­стант­ские дер­жа­вы За­пад­ной и Цен­траль­ной Ев­ро­пы и Аме­ри­ки и пра­во­слав­ные дер­жа­вы Юго-Во­сточ­ной Ев­ро­пы, вклю­чая Рос­сию; о буд­дист­ском мире – Юго-Во­сточ­ной Азии; о му­суль­ман­ском мире, про­тя­нув­шем­ся от Индии до Ис­па­нии. Ми­ро­вые ре­ли­гии яв­ля­ют­ся ду­хов­ной при­чи­ной об­ра­зо­ва­ния сверх­дер­жав, столк­но­ве­ние между ко­то­ры­ми может при­ве­сти к со­зда­нию еди­ной гло­баль­ной ци­ви­ли­за­ции.

Пра­виль­ный ответ: кос­мо­по­ли­тизм

Источник: Цен­тра­ли­зо­ван­ное те­сти­ро­ва­ние по об­ще­ство­ве­де­нию, 2012
Сложность: II